top of page
Поиск

Поясной крюк из Старой Рязани




В ходе работ 2017 г. на Северном городище Старой Рязани (раскоп № 40) был найден довольно редкий поясной крюк (Илл. 1, 1). Такие крюки имеют S-образную форму, окончания, оформленные в виде голов животных (обычно интерпретируются как драконы или лошади). Одно окончание (верхнее) замкнуто в петлю через перемычку, а второе (нижнее) разомкнуто.


Интерпретация этих предметов затруднена. С одной стороны, в курганах их находят в мужских захоронениях на уровне пояса, что явно указывает на их принадлежность к поясной гарнитуре. С другой стороны, они не похожи ни на крюк для зарядки арбалета, ни на крючки для подвешивания колчана, ни на застежки пояса.


Похожие по форме (а порой и по оформлению) предметы, относящиеся к более позднему периоду (с XVI в.) интерпретируются как S-образный вертикальный крюк для рамочной застежки, применяемой в сабельной портупее (Прокопенко, 2014. С. 182).


Но важным отличием этих вертикальных крюков является их разомкнутость с обеих сторон.


Очевидно, что крюки, подобные находке 2017 г., должны были носиться

на поясе (сам пояс при этом продевался в замкнутый конец крюка), а на разомкнутый конец можно было подвешивать какие-либо предметы. Возможно, в том числе, и предметы вооружения.


Традиционно такие предметы связывают с территорией Прибалтики. Это связано с тем, что изначально подобные крюки находили именно на территории Прибалтики, или в близких к ней землях Древней Руси. Об этом в 1981 г. писала М.В. Седова, со ссылкой на дореволюционные исследования и на свою более раннюю публикацию (Седова, 1981. С. 151–152).


Крюк 2017 г. сохранился не полностью – у него отсутствует перемычка у верхнего окончания, а также частично отсутствует разомкнутое окончание. Учитывая симметричность предмета, можно посчитать, что его размеры составляли около 6,0×2,5×0,5 см. Крюк отлит из бронзового сплава хорошего качества – кроме патинирования металла другие следы коррозии не отмечены. Находка происходит из слоев засыпки ямы конца XI–XII в. При этом сверху яма перекрыта слоями XIII в. Скорее всего, предмет можно отнести к XII в.


В 1971 г. В.П. Даркевич на посаде Старой Рязани нашел похожий крюк (Илл. 1, 2). К сожалению, в отчете отсутствует более точная информация о месте нахождения предмета. Можно предположить, что он был случайно найден на огородах современного села. Средневековые слои на посаде в целом датируются XI–XIII вв.


Крюк 1971 г. не поврежден. Он отличается от крюка 2017 г. как по размеру (примерно 4,0×2,5×0,5 см), так и по деталям оформления. Например, у крюка 1971 г. относительно небольшие глаза и грива, но нет ушей, а у крюка 2017 г. глаза заметно крупнее, отсутствует грива, но есть четко выраженные уши.


Таким образом, предметы, хоть и относятся к одной категории, отливались по разным формам.


Аналогии таких крюков на территории Древней Руси, хоть и не часто, встречаются, и известны в литературе. Например, один целый крюк (Илл. 1, 3), происходящий из Великого Новгорода, из слоя XIII в., опубликован М.В. Седовой (1981. С. 151).


Еще один целый крюк (Илл. 1, 4) опубликовал В.В. Седов (1982. С. 224). Он был найден в курганном могильнике Харлапово XI – начала XIII в. (восток Смоленской области).


В 1987 г. в г. Дубне в местной газете был опубликован рисунок такого крючка (Илл. 1, 5), который был найден в этом городе краеведом-любителем (Крымов, 1987. С. 7). У этого крюка отсутствовала перемычка у верхнего окончания. Скорее всего, предмет происходил с Ратминского городища XII–XIII вв.


Одна из наиболее поздних находок подобного типа (Илл. 1, 6) относится

к 2014 г., происходит с селища Гнездилово 2 (Владимирская область) и может быть датирована XI–XII вв. (Макаров и др, 2016. С. 124) Интересно, что этот крюк по своему оформлению очень похож на старорязанскую находку 2017 г.


В экспозиции ГИМ выставлен крюк из Гнёздово, который также относится к этой категории предметов.


Таким образом, можно заметить, что на территории Древней Руси подобные предметы встречались хоть и редко, но не были приурочены к какой-то конкретной территории.


Они находятся как рядом с прибалтийским регионом (Великий

Новгород), так и в верховьях Днепра (Харлапово и Гнёздово) и Волги (Дубна), а также в Суздальском Ополье (Гнездилово), проникая очень далеко на юго-восток от Прибалтики (Старая Рязань).


Датировка подобных крюков относится к XII в., скорее всего с заходами в XI и XIII вв.


Хотя поясные крюки такого вида встречаются довольно редко, само изображение S-образного двухголового дракона является довольно частым мотивом для средневековья.


Он встречается в оформлении букв в средневековых книгах (Илл. 1, 7). Такие драконы используются в оформлении других предметов – например, застежек (Илл. 1, 8) серьги или подвесок. Такая серьга (Илл. 1, 9), например, была найдена на Водянском городище в 2016 г. и отнесена к XIV в. (Лапшин, 2018. С. 185). Правда, у этой серьги один конец обломан, поэтому, возможно, только один ее конец (нижний)

был оформлен в виде головы дракона. Одно из наиболее оригинальных использований подобной иконографии известно в оформлении деревянной ложки (Илл. 1, 10) конца XIII – начала XIV в. из Великого Новгорода (Янин, 1998. С. 115).


В 2010 г. в Москве была найдена цепочка из нескольких звеней, каждое из которых также представляло собой двухголового дракона (Илл. 1, 11). Эта находка была интерпретирована как цепь, для подвешивания хороса (Векслер, Егоров, 2011. С. 224).


Таким образом, рассмотренные поясные крюки по своей иконографии вписываются в очень широкий круг средневековых древностей. На многих таких предметах змееподобность и драконоподобность в оформлении легко читается. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что в мифологии сюжет с двухголовой змеей, вторая голова которой расположена на месте хвоста, не является редким.


Самым известным, наверное, является древнегреческое мифическое существо АМФИСБЕНА.


Более близким для Древней Руси является, например, змей Фафнир, который на ряде готландских камней изображен с двумя головами, либо та же амфисбена на византийских миниатюрах.


В заключении можно выделить следующее. Поясные крюки, подобные находке 2017 г. в XI–XIII вв. были географически широко распространены. Их интерпретация, как предмета, приуроченного к Прибалтийскому региону не совсем верна. Хотя не исключено, что Прибалтика сыграла какую-то роль в их появлении в Древней Руси.


Назначение подобных крюков не до конца понятно. Определенно они относятся к поясной гарнитуре (на это указывают их находки в курганах на уровне пояса), и определенно, они служили для подвешивания чего-либо. Редкость нахождения подобных предметов и их качественная отделка может говорить о статусности предмета.


Это наталкивает на мысль, что они могли использоваться для подвешивания оружия. Интересно, что похожие на них по оформлению S-образные вертикальные крюки для рамочной застежки с XVI в. будут использоваться для подвешивания сабли. И все же интерпретация этих предметов как части воинского снаряжения не является бесспорной, хотя бы потому, что нет четкой корреляции между присутствием в курганах этих поясных крюков и предметов вооружения.


Оформление этих крюков, скорее всего, следует интерпретировать как двухголового змея/дракона. Этот мотив довольно широко распространен в мифологии. Если считать, что центром появления на Руси этих предметов является Прибалтика, то возможно они связаны со змеем Фафниром, которого также иногда изображают двухголовым. А вот интерпретация оформления как двухголовой лошади в этой ситуации кажется менее вероятной.

А.Н. Артамкин


Институт археологии РАН, Москва

62 просмотра

Недавние посты

Смотреть все

Σχόλια